Задержка речевого развития у детей

В нашей клинике прием ведут квалифицированные специалисты, которые помогут малышу увереннее разговаривать и выражать эмоции.
Записаться на прием

Услуги раздела

К сожалению, по разным причинам детей с нарушениями речи становится все больше. Бороться с задержками речевого развития не так сложно, если своевременно обнаружить проблему и приступить к ее устранению. Дорогие родители, если вы заметили первые симптомы ЗРР у своего крохи, не тяните время – запишите его на полноценное обследование. Мы предлагаем обратиться к лучшим специалистам ERDA Medicine в Казани – команда логопедов, психологов, психотерапевтов и неврологов определит причину дефекта и устранит ее.

Если вовремя не принять меры, ребенок будет все больше отставать и в речи, и в психике, приумножая проблемы в обучении и общении с ровесниками

За последние 20 лет выявлено в 10 раз больше случаев психоэмоционального отклонения у детей. Мышление затормаживается из-за дефектов речи, а неврологические и психические патологии приводят к общему недоразвитию речи.

Чаще всего диагноз ЗРР ставится детям старше 5 лет. В этом возрасте малыш должен начать общаться с окружающими, но, если этого не происходит, мама и папа бьют тревогу. Часто бывает слишком поздно. Лечение задержки речевого развития должно начинаться, когда ребенку 2 – 3 года, тогда есть все шансы на его полное выздоровление.

Какие признаки сигнализируют о задержке речевого развития?

Задержки речи из-за врожденных патологий начинают проявляться уже в раннем возрасте.

Запишите малыша на профилактический осмотр у специалиста, если:

  • в 4 месяца малыш не обращает внимания на слова и жесты, очень редко улыбается;

  • в 8–9 месяцев младенец не лепечет;

  • в годик ребенок слишком тихий и практически не издает звуков;

  • в 1,5 года не получаются даже простые слова, все обращения остаются без внимания, возможны случаи, что ребенок не умеет даже жевать;

  • в 2 года отсутствуют навыки повторения слов, собственного набора слов недостаточно;

  • в 2,5 года в запасе порядка 20 слов, малыш не может справиться даже с простейшими фразами, не знает названия частей тела и предметов;

  • в 3 года ребенок не справляется даже с банальными предложениями, не понимает взрослых и разговаривает с трудом, «проглатывая» окончания или растягивая слова.

Как по внешним признакам отличить малыша с нарушением речи?

Дети с ЗПРР могут иметь повышенное слюноотделение, часто у них приоткрыт рот. Для них характерны гиперактивность, агрессивность, быстрая утомляемость, невнимательность и слабая память. Ребенка невозможно вывести на эмоции, он не сочиняет и не фантазирует, на контакт с ровесниками или со взрослыми идет с неохотой, излучая дискомфорт и неуверенность. Сверстники в свою очередь сами сторонятся таких детей, которые, как правило, бывают еще и слабо развиты физически.

Чем дольше вы тянете с обращением к специалисту, тем больше ребенок отстает в психическом и умственном развитии, тем сложнее ему будет в будущем и тем сильнее его неуверенность в себе.

К ЗРР может привести широкий ряд причин. Проанализируйте этот список, чтобы понять, возможна ли задержка речи у вашего малыша, и что к ней могло привести.

Задержка речевого развития не является самостоятельной болезнью, это следствие отклонений в развитии мозга и ЦНС.

  • будущая мама болела, получила травму, инфекцию или отравление;

  • плод столкнулся с гипоксией, то есть с кислородным голоданием в утробе матери;

  • роды протекали тяжело, или ребенок получил родовую травму;

  • малыш перенес тяжелую инфекцию, которая привела к заболеванию мозга, или травму в раннем возрасте;

  • обнаружены хромосомные или генетические заболевания, которые приводят к нарушениям в структуре мозга;

  • малыш перенес тяжелую психическую травму;

  • родители приняли неправильную тактику воспитания, слишком сильно опекая ребенка или, напротив, уделяя ему мало внимания;

  • семья относится к асоциальным, и родители жестоко обращаются с ребенком.

К причинам общего недоразвития речи могут относиться органические изменения – родовые травмы, открытые и закрытые черепно-мозговые травмы, инфекционные заболевания. Обнаружить дефекты в левом полушарии, ответственном за развитие речи позволяют электроэнцефалография (ЭЭГ) или метод вызванных потенциалов (ВП).

Какие заболевания провоцируют задержку развития речи?

  • врожденные патологии центральной нервной системы;

  • психические болезни, в том числе эпилепсия;

  • гидроцефалия и ишемия головного мозга;

  • ДЦП;

  • нарушения сосудов головного мозга.

Внимание! Опасные социальные источники, провоцирующие задержку речи

Задержка речи может возникнуть из-за неблагоприятной среды – ребенок испытывает дефицит речевых контактов, сталкивается с эмоциональными стрессами, запущен в педагогическом плане и постоянно болеет.

Есть и вторая сторона медали – гиперопека. Малышу не надо ничего говорить или просить, родители делают все еще до того, как он чего-то захочет. Мотивация разговаривать просто пропадает – зачем, если все потребности и желания уже в полной мере удовлетворены? 

Некоторые наивно полагают, что малыш научиться разговаривать, если будет постоянно смотреть телевизор – познавательные мультфильмы, кино, новости, взрослые передачи, да все подряд. Чрезмерно информативная среда губительна – избыточный поток информации, который не соответствует возрасту, приучает малыша не вслушиваться в речь и не вникать в ее смысл.

Как избавить малыша от недоразвития речи и научить свободно общаться?

Лечение задержки речевого развития у детей должно начинаться на ранней стадии и проходить комплексно. В коррекции речевых нарушений задействованы родители и профильные специалисты – детский невролог, психолог, психотерапевт и логопед.  Комплексный подход при невысокой степени отставания в развитии и раннем лечении обеспечит наилучший эффект.

Чем позднее приступить к коррекции, тем ниже вероятность, что речь восстановиться, и ребенок будет учиться в обычной школе

Диагностические исследования

Диагностика в обязательном порядке проводится комплексно! Поставить диагноз возможно только на основании ряда исследований:

  • педиатрическая оценка соматического статуса ребенка и выяснение возможных причин задержки.

  • оценка слуха и слуховых проблем у сурдолога;

  • логопедический анализ анамнестических данных, оценка моторного развития и речевого аппарата ребенка, проверка коммуникативной деятельности, зрительных и слуховых реакций;

  • возрастное тестирование для определения психомоторного развития;

  • сравнение понимания и воспроизведения речи;

  • определение моторики мышц лица.

Доверительная беседа специалиста с родителями позволит выяснить, как общаются между собой члены семьи, как воспитывают ребенка, что его окружает и что в данном окружении поможет ему с радостью разговаривать, строить нормальные диалоги, понимать вопросы и произносить ответы.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что для диагностики ЗРР необходим комплексный осмотр педиатром, невропатологом, логопедом, психиатром и детским психологом. Вероятно, потребуются анализы состояния головного мозга —МРТ, ЭКГ и другие. По заключению всех врачей ставится диагноз, ребенок направляется к профильному специалисту (или специалистАМ), после чего подбирается индивидуальная программа коррекции, лечения и профилактики речевого развития детей дошкольного возраста.

Детский психиатр при задержке речевого развития

Если фактор, провоцирующий задержку психоречевого развития малыша, связан с психическим расстройством, тяжелой психической травмой в раннем возрасте и неблагоприятной психологической средой, в которой растет ребенок, главным врачом становится именно детский психиатр. В некоторых случаях отставание в речевом развитии может сопровождаться признаками аутизма: отказом в эмоциональном контакте с людьми, склонностью к агрессии, стереотипным поведением и непониманием обращенной речи.

Специалист назначит лечение, которое будет направлено не только на исправление речевых дефектов, но и, прежде всего, на избавление от причин их возникновения.

Эффективное лечение речевых нарушений с профессионалами ERDA Medicine

Лечение задержек речевого развития дошкольников ведется с учетом собственных коррекционных и логопедических программ. При необходимости назначаются лекарственные и терапевтические методы в соответствии с возрастом ребенка, его характером и физиологическими особенностями. Благодаря своевременным коррекционным программам и логопедическим занятиям будут исключены негативные последствия в дальнейшем, ребенок сможет нормально адаптироваться к жизни в обществе, отлично учиться и в будущем найти хорошую работу.

Обстановка в клинике располагает к комфорту, ощущению уверенности и защищенности. Специалисты не только знают все по своему профилю, но и знакомы с основами детской психологии. Малыш не будет бояться, а станет смело постигать навыки общения, разговорной речи, начнет понимать окружающих и охотнее идти на контакт.

Внимание и забота в семье – прежде всего!

Даже от самых эффективных методов лечения и блестящих специалистов будет мало толка, если родители не обеспечат малышу благоприятную речевую среду. Помните: стимулирование речи является обязательным условием для нормального развития. Отличным дополнением к упражнениям для развития речи служат альтернативные методы – например, иппотерапия (общение с лошадьми) и дельфинотерапия.

Не знаете к кому записаться?

Оставьте контакты и администратор клиники позвонит в ближайшее время и запишет на прием к специалисту. Или позвоните по указаному номеру
Позвоните мне